С 13 по 14 мая в нашем городе во второй раз прошел форум «Российская креативная неделя — Урал». Он собрал представителей разных сфер – от медиа и креативного бизнеса до исследовательских компаний. На форуме обсуждали вопросы экономики, креативного потенциала УРФО, направления развития медиаиндустрии. На последнем тезисе предлагаем остановиться подробнее.
В рамках стратегической сессии спикеры обсуждали тенденции развития медиа-рынка: как он меняется, как адаптироваться к новым правилам и какие решения будут работать в 2025 году? Об основных выводах и наблюдениях расскажем в этой статье.
В настоящее время медиаиндустрия сталкивается с периодом кардинальных изменений. Согласно данным исследования РоРе за 2025 год, интернет уже опережает телевидение по охвату молодежной аудитории (97% против 66% в возрастной группе от 12 до 24 лет). Снижение популярности Youtube спровоцировало миграцию части пользователей на платформы электронной коммерции и в онлайн-кинотеатры. Наблюдается рост в сегментах онлайн-видео, а также рекламы на радио и телевидении.
В течение последнего года медиаландшафт претерпел ряд значительных изменений. Начиная с 1 мая 2025 года блогеры обязаны указывать коды ОКВЭД в своей отчетности. С ноября 2024 года владельцы Telegram-каналов, имеющих более 10 тысяч подписчиков, должны проходить регистрацию в реестре Роскомнадзора и прочее.
Руководитель креативных индустрий VK поделилась наблюдениями о том, как пользователи, бизнес и авторы взаимодействуют сейчас:
- Меняется сама аудитория, ее восприятие и формат контента. Основные изменения связаны с активным внедрением искусственного интеллекта (ИИ). Если вы ими не пользуетесь – вы проигрываете конкурентам. Сейчас больше половины креативов, которые встречаются в ВК – сгенерированы нейросетью.
- Контент решает. Важно создание контента и развитие социальных сетей – в первую очередь для бизнеса. Неважно, какая у вас отрасль. Делайте это систематически.
- Спрос на микроинфлюенесров. К ним больше доверия, у них четкая, узко направленная аудитория;
- Рост контента на отечественных площадках.
Также специалист VK поделился прогнозами – что будет в тренде в 2025 году:
- видео, преимущественно вертикальные;
- «настоящие форматы» (UGC-контент, честный, пользовательский);
- блогеры, привлекаемые к рекламной кампании, должны быть частью бренда. Они должны выступать амбассадорами бренда, а не просто «доской объявлений»;
- реклама, встроенная в образ бренда и блогера (пример – реклама Альфа-банк с Инстасамкой – довольно провокационная, но привлекшая большое количество молодой аудитории);
- сериалы вертикального формата: жанр, зародившийся в Китае, набирает популярность по всему миру. По оценкам, к 2027 году рынок «вертикальных драм» может достичь $14 млрд. Формат предлагает короткие, насыщенные клиффхэнгерами (резкими обрывами сюжета) серии. Зрителей привлекают узнаваемые сюжетные ходы, яркие эмоции и легкость восприятия.
Кстати, первый в мире вертикальный документальный сериал появился именно в России. 35-серийный проект «1968», разработанный специально для мобильных телефонов, сняли Михаил Зыгарь* и Карен Шаинян. По увлекательности, легкости и динамике подачи исторических фактов «1968» можно сравнить с «Намедни» Леонида Парфенова. С той лишь разницей, что здесь повествование ведется от первого лица: создатели предположили, что было бы, если б полвека назад у всех был доступ к соцсетям. И вот уже Юрий Гагарин постит фотографии во «ВКонтакте», а Нил Армстронг переписывается с другими участниками космической программы в WhatsApp;
- актуальность, ситуативность (Любой инфоповод – будь то новость, событие или даже модный интернет-мем – можно использовать как «оболочку» для нового креатива или контента);
- эпоха «стерильного креатива» — соблюдение технологических, правовых, этических ограничений.
Как адаптировать контент для TG-каналов и сохранять лидирующие позиции (советы от руководителя редакции Mash Room)?
- эксклюзивной подачей и оперативностью уже никого не удивишь. Выход – отстройка (демонстрация уникальных преимуществ бренда, которые позволят выделиться среди конкурентов). К основным методам отстройки можно отнести:
1) узкую специализацию;
2) отстройку по сервису (дополнительные услуги для клиентов, акцент на качестве и прочее);
3) ценовые отстройки (схемы лояльности, гибкие системы оплаты);
4) эмоциональная и социальная отстройка (создание сообщества для клиентов).
- дополнительные рубрики – не только новости из вашей сферы, но и «жизненные» форматы. Например, вы ведете канал автомобильного дилера. К примеру, расскажите про топ-5 локаций, куда можно уехать в вашем регионе, делитесь лайфхаками и советами по обслуживанию автомобиля, делайте «сезонные» подборк .
- говорите с аудиторией на одном языке;
- аудитории важны эмоции – и позитив, и негатив;
- если у вас сетка каналов в нескольких регионах, они должны быть взаимосвязаны, скоординированы. Но дублировать информацию НЕ следует. Тот, кто работает с регионом – должен хорошо его знать.
Как рекламировать в TG?
Реклама в TG требует много креатива. Поэтому интегрируйте, не делайте рекламу «в лоб» (хотя иногда она тоже выстреливает). Хорошо работают интересные проекты (по типу образовательных, с подборкой постов). Алгоритмов нет. Поскольку это платформа более лайфовая – специалисты рекомендуют встраивать рекламу в ежедневную рутину блогера.
Вот несколько удачных кейсов:
- Т2 – после ребрендинга обратились в крупным TG каналам и разместили свою символику на «аватарке» (интегрировали);
- «Пятница!» запустила промо в формате «кружков» в Telegram – кампания продвигала кулинарный проект «Битва шефов». В рамках диджитал-кампании был разработан креатив на два кружка, которые взаимодействовали друг с другом. В них один шеф бросает помидор в другого, который ловит его и кидает в экран. Видео заканчивается взрывом помидора — на фоне появляется логотип проекта «Битва шефов».
*признан иноагентом Минюстом РФ
Источник: https://thecity.m24.ru/articles/1197
Полную запись дискуссии можно посмотреть по адресу: https://ural.creativityweek.ru/