Новый год — время поведения итогов. Конечно, всем нравится делиться своими успехами, но не будем забывать, что без неудач не бывает развития. Поэтому считаем важным поговорить о том, какие нарушения выявляли в этом году контролирующие органы, за какие действия и кого штрафовали.
На самом деле, нельзя сказать, что практика привлечения к ответственности за несоблюдение требований к порядку распространения интернет-рекламы многочисленна. За 10 месяцев 2024 года Роскомнадзор выписал 344 штрафа на общую сумму 21,3 млн рублей, при этом большую часть из них составили штрафы за отсутствие маркировки — вынесено 202 постановления (почти 60 % от всех выявленных нарушений) на 14,4 млн рублей. За нарушение порядка предоставления информации в ЕРИР (пропуск сроков, либо непредоставление данных) вынесено 131 постановление на общую сумму 6,65 млн рублей.
Один штраф в размере 300 тысяч рублей был наложен на оператора рекламных данных.
Проанализировав постановления, размещенные на официальном сайте РКН в разделе «Административная практика», мы выявили те существенные обстоятельства, которые устанавливаются контролирующим органом для принятия решения о привлечения к ответственности.
1. Штрафы за отсутствие идентификатора рекламы
В случае отсутствия идентификатора рекламы (часть 17 статьи 38 Закона о рекламе, часть 16 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), РКН при рассмотрении материалов дела:
1. Устанавливает наличие в распространяемой информации признаков рекламы, которые указаны в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе;
2. Устанавливает администратора сообщества/владельца страницы, на которой размещается информация (в том числе посредством направления запросов операторам связи, в МВД), чтобы установить рекламораспространителя;
3. Проверяет наличие информации о «креативе» в ЕРИР.
После проверки и установления указанных фактов РКН принимает решение о наличии оснований для привлечения к ответственности.
2. Штрафы за непредоставление информации
При рассмотрении дел по части 15 статьи 14.3 КоАП РФ установлению подлежат иные обстоятельства, поскольку само нарушение выявляется контрольными органами в процессе сверки предоставленной информации фактическим данным. Из опубликованных на сайте РКН протоколов следует, что наиболее частые нарушения связаны с:
- неуказанием сведений об использованных для распространения рекламы в сети «Интернет» средствах распространения рекламы (сайт и (или) страница сайта в сети «Интернет», информационная система, программа для электронных вычислительных машин);
- непредоставлением информации об объемах и распределении показов рекламы в сети «Интернет» на администрируемых и (или) используемых рекламораспространителем, оператором рекламной системы информационных ресурсах, об объемах показов рекламы и распределении таких показов рекламы и фактов доступа (при наличии) между рекламными системами.
Также специалисты РКН поделились статистикой привлечения к ответственности по социальным сетям:
- в отношении рекламных объявлений Telegram Ads было вынесено 29 постановлений;
- в отношении частных постов в Telegram — 80 постановлений;
- в YouTube — 49 постановлений;
- в Instagram* — 46 постановлений.
Источники:
https://secrets.tinkoff.ru/novosti/shtrafy-za-markirivku-reklamy/
https://rkn.gov.ru/activity/register-ord/p1591/
Изображение: https://www.freepik.com/free-vector/tiny-people-getting-paper-sheet-with-fine-flat-illustration_11235924.htm#fromView=search&page=1&position=6&uuid=b646d889-3abe-470f-8997-19c8e66e6520&new_detail=true
* Instagram — запрещенная в России и принадлежащая экстремистской организации соцсеть