Проблемы правового регулирования деятельности интернет-платформ


Проблемы правового регулирования деятельности интернет-платформ

С увеличением популярности покупок через интернет и стремительным развитием маркетплейсов, важное значение приобретает соблюдение законодательства, в том числе антимонопольного и конкурентного, в цифровой среде.
Так, в 2023 году принят «пятый антимонопольный пакет», предусматривающий изменения в правовые акты различного уровня для регулирования цифровых рынков, основной задачей которого было усиление контроля над интернет-площадками и противодействие монополизации.

В частности, в рамках этих изменений:

— введено понятие «сетевой эффект», обозначающее свойство товарных рынков, при котором ценность цифровой платформы для пользователей зависит от количества продавцов и покупателей, совершающих сделки через нее;
— установлены критерии определения доминирующего положения субъектов хозяйствования (в сфере электронной коммерции): владельцам цифровых платформ запрещается злоупотреблять своим доминирующим статусом, если объем их сделок превышает 35% от общего объема операций на рынке и их годовая выручка превышает 2 миллиарда рублей;
— в Федеральном законе «О защите конкуренции» появился запрет на осуществление монополистической деятельности субъектом-владельцем цифровой платформы (статья 10.1).

В 2025 году законодатель скорректировал «рекламные аспекты» на интернет-платформах, определив информацию, которая не относится рекламе на маркетплейсах (например, результаты поисковой выдачи, каталоги товаров, справочно-информационные материалы, отзывы пользователей и некоторая другая информация, исчерпывающий перечень критериев определения которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2025 № 1087).
Несмотря на стремление законодателя оперативно реагировать на измнения на рынке интернет-продаж, практика его применения в контексте отношений в сети минимальна. И дело вовсе не в том, что все участники рынка добросовестны, скорее наоборот.
Каждая вторая карточка на маркетплейсе предлагает купить «лучший товар» без должного объективного подтверждения, либо содержит отсылку на известные бренды для привлечения внимания, не имея к ним никакого отношения, или того хуже — для некорректного сравнения с ними.
Нарушение рекламного законодательства очевидно, но практика антимонопольных органов по таким деяниям минимальна (а в большинстве регионов и вовсе отсутствует).
Проблемным остается вопрос соотношения понятий «интернет-платформа», «цифровая платформа», «маркетплейс», «агрегатор», без понимания которого неизбежны трудности при квалификации нарушений антимонопольного законодательства и, соответственно, привлечении к ответственности.
Возможно, некоторую ясность внесет Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», пункт 2 статьи 2 которого определяет цифровую платформу как информационную систему, и (или) сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и (или) программу для ЭВМ, которые обеспечивают технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Документ начнет действовать только 01.10.2026, поэтому о результатах такого регулирования можно будет говорить не ранее 2027 года.
Также нуждается в конкретизации и специфика защиты прав субъектов цифровых платформ и пользователей.
Возможно, для разрешения возникающих проблем, связанных с функционированием интернет-платформ, актуальной будет разработка и принятие специального федерального закона, который бы регулировал соответствующие отношения , в том числе устанавливал ответственность за нарушения в этой сфере и механизм привлечения к ней.
В части борьбы с недобросовестной рекламой также необходимо усовершенствовать механизм выявления нарушений и привлечения к отвественности за нарушения на интернет-платформах.

Источник: Балеев А.А. Антимонопольное регулирование деятельности интернет-платформ / А.А. Балеев // Современное право. 2025. № 5.