Во вторник (25.03.2025) Государственная Дума во втором и третьем чтениях приняла законопроект о запрете рекламы в социальных сетях, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации (Instagram и Facebook)*, а также на сайтах, доступ к которым ограничен за нарушения российского законодательства (X, LinkedIn). В первом чтении эта инициатива была одобрена еще в июле 2024 года и, по мнению экспертов, это логичное продолжение ранее предпринятых шагов, поскольку несмотря на существующие ограничения реклама продолжала публиковаться в нежелательных социальных сетях.
В одобренном законопроекте ответственность предусмотрена как для недобросовестных рекламодателей, так и для рекламораспространителей. Размер штрафов будет варьироваться от 2 до 2,5 тысяч рублей для физических лиц, от 4 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 500 тысяч рублей для организаций.
Планируется, что закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Эксперты прогнозируют серьезные изменения в связи с принятием этого закона, поскольку доходы крупных блогеров с запрещенных социальных сетей в 2024 году достигали 10 и более миллионов рублей (по данным сервиса ADinBlog). Ожидается, что в поисках альтернативных источников заработка блогеры начнут переходить на российские площадки, следовательно, стоимость рекламы на них в ближайшем будущем также может вырасти.
Еще одним одобренным изменением в Закон о рекламе стали штрафы для незарегистрированных блогеров с аудиторией более 10 тыс. пользователей.
Напомним, что закон об учете блогеров-десятитысячников был принят летом и обязывал с 1 ноября 2024 года сообщать информацию о себе в Роскомнадзор.
Теперь их ответственность будет дополнительно прописана в части 7 статьи 38 Закона о рекламе (ответственность рекламораспространителей) за нарушения закона. Ситуация с ответственностью рекламодателей в данном случае — под вопросом, поскольку напрямую законом она не предусмотрена.
Поправка также вступает в силу с 1 сентября 2025 года. И хотя запрет на рекламу у незарегистрированных блогеров-десятитысячников уже действует, практика привлечения к ответственности Роскомнадзор ом за такое нарушение будет набирать обороты с сентября.
*продукт Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ)
Источники:
https://yandex.ru/turbo/rbc.ru/s/life/news/67e2964c9a794762d0a5ffe3
https://adinblog.ru/аналитика/блогеры/?clckid=f9801df9