Доступность – одна из важнейших характеристик интернет-ресурса, которая отражает степень его приспособленности для пожилых людей, людей с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью.
В некоторых странах, в частности, в Великобритании, требования обеспечения доступности закреплены для всех компаний
на законодательном уровне. Так, требования Закона о равноправии, принятого еще в 2010 году, предполагают обязанность предприятий «вносить разумные коррективы и предпринимать позитивные шаги для обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями к предлагаемым услугам». Целью этой нормы является обеспечение формирования положительного пользовательского опыты у всех потенциальных пользователей, независимо от наличия каких-либо особенностей развития (физических или психологических).
По данным Федеральной службы государственной статистики (https://rosstat.gov.ru) на 2023 год в России проживает 10 993 000 инвалидов. При этом обязанности по обеспечению доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для всех без исключения компаний не установлено. Единственным официальным нормативным документом, устанавливающим требования доступности информации, является разработанный в 2019 году государственный стандарт Р 52872-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности».
Он разработан с учетом Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) – руководства по обеспечению доступности веб-контента, созданного
и сопровождаемого международной организацией World Wide Web Consortium.
Что касается обязательности соответствия веб-сайтов требованиям доступности – она предусмотрена только для сайтов государственных органов и органов местного самоуправления и исключительно в части доступности для инвалидов по зрению (приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.12.2022 № 931 «Об установлении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Принципы и стандарты доступности веб-сайта
Принципы доступности определены ранее упомянутым ГОСТом – контент должен быть:
- воспринимаемым – информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены пользователям в том виде, в котором пользователи могут их полноценно воспринять любым из органов чувств;
- управляемым – вся функциональность должна быть доступна, контент не должен вызывать приступы, физиологические реакции. Необходимо предоставлять пользователям помощь в навигации, поиске элементов контента и определении их положения в области просмотра. У пользователей должна быть реализована возможность альтернативного способа ввода информации (жесты, движения, голос и прочее);
- понятным – читаемый текст, отображение и функционирование контента предсказуемым образом, помощь при вводе;
- надежным – необходимо обеспечить максимальную совместимость с существующими и разрабатываемыми пользовательскими приложениями, включая вспомогательные технологии.
Каждый принцип определяется конкретными рекомендациями, критериями, разработанными для всех уровней соответствия доступности. Подробнее с ними можно ознакомиться в ГОСТе.
Что касается стандартов, то они установлены руководством по обеспечению доступности веб-контента. Существует три стандартных уровня соответствия:
A – приемлемый (минимальный);
AA – высокий;
AAA – наивысший.
Исходя из соблюдения принципов доступности и проверки на предмет соответствия установленным стандартам определяется уровень доступности интернет-ресурса.
Какие ограничения учитывает руководство WCAG?
Рекомендации по обеспечению доступности веб-сайта ориентированы на широкий спектр расстройств функций организма:
- зрительные (слепота, слабовидение);
- слуховые (глухота, тугоухость);
- двигательные (нарушения опорно-двигательного аппарата);
- речевые;
- психические (ментальные расстройства, психические заболевания);
- расстройства обучения (нарушения успеваемости, исполнительных функций, проблемы поведения);
- неврологические нарушения (расстройства нервной системы).
Как сделать свой веб-сайт доступным?
Существует множество способов сделать веб-сайт доступным:
-
Поработайте над «образностью»:
- используйте альтернативный текст – сопровождайте кратким описанием каждое изображение, чтобы специальное программное обеспечение могло озвучивать пользователю с нарушениями зрения то, что продемонстрировано на странице. Альтернативный текст также может повысить эффективность вашего SEO;
- избегайте изображений с большим количеством текста – если вы используете изображение, содержащее много текста (например, схему, диаграмму и прочее), вам нужно продублировать его в альтернативном тексте;
- избегайте передачи информацию посредством красного и зеленого цветов – это будет крайне неудобно для людей, которые их не различают (мужчин с дальтонизмом насчитывают порядка 8 %, женщин – о,5 %);
- отслеживайте контрастность, чтобы цвет текста в достаточной степени выделялся относительно фонового цвета и даже человек с дальтонизмом или очень слабым зрением смог различать слова. Если текст мелкий – рекомендуемое соотношение между яркостью текста и изображения не менее 4,5:1, для крупного текста (18пт и более, для жирного шрифта – от 14 пт) – 3:1 и больше. В расчете коэффициента помогут интернет-ресурсы (например Color Contrast Checker);
- используйте субтитры на видео;
- убедитесь, что по веб-сайту можно перемещаться, используя только клавиатуру.
-
Поработайте над текстовым контентом:
- убедитесь, что размер текста не менее 12пт;
- используйте доступный шрифт, такой как Arial, Calibri, Helvetica и Times New Roman. Избегайте шрифтов с большим количеством символов, поскольку они могут вызвать трудности восприятия;
- избегайте подчеркивания текста (если это не ссылка);
- избегайте всех заглавных букв или курсива. Это может вызвать проблемы при чтении с экрана и затруднить восприятие для людей с дислексией и когнитивными нарушениями;
- делайте ссылки описательными – вместо «нажмите здесь» используйте «прочитать о нас». Такой текст гиперссылки позволяет пользователю понять, о чем идет речь.
- сведите к минимуму использование таблиц, поскольку пользователю может быть сложно ориентироваться в них. Лучше использовать маркированные списки;
- выравнивайте текст по левому краю. Избегайте выравнивания по ширине, поскольку пробелы могут затруднить чтение документа;
- убедитесь, что текст может быть увеличен на 200% и при этом оставаться четким и разборчивым.
Как доступность помогает бизнесу?
- Улучшение имиджа бренда – доступным веб-сайтом может пользоваться каждый. Сарафанное радио – одна из наиболее значимых форм маркетинга, и люди расскажут другим людям, если ваш веб-сайт обладает удобным интерфейсом, доступным для каждого;
- Улучшение взаимодействия с пользователями – доступный веб-сайт будет прост в использовании, а пользователи любят простоту дизайна
и структуры; - Улучшенное SEO (и, возможно, ранжирование в поисковой выдаче) – использование альтернативного текста помогает пользователям с ограниченными возможностями и вашему SEO. Альтернативный текст эффективно сообщает поисковому роботу, что представляет собой ваше изображение. Кроме того, положительный пользовательский опыт также является фактором ранжирования.
- Доступный веб-сайт обеспечивает положительный пользовательский опыт для своих пользователей, независимо от наличия или отсутствия физических/психических ограничений.
Для проверки веб-сайта можно воспользоваться интернет-ресурсами, например:
- https://validator.w3.org/
- https://wave.webaim.org/.
Источники:
https://localiq.co.uk/blog/why-website-accessibility-is-vital-for-businesses
Изображение от vectorjuice на Freepik