Государственная дума Российской Федерации в третьем чтении приняла законопроект, предусматривающий ужесточение требований к оказанию услуг по размещению сайтов, в частности предлагается ввести ограничение круга лиц, которые могут оказывать соответствующие услуги.
Регулирование деятельности провайдеров хостинга (сервисов для размещения сайтов: серверов или набор серверов, на которых хранятся все файлы сайта и которые постоянно подключены к Сети) вводится в России этим законопроектом впервые.
Как теперь будут работать хостеры?
Для предоставления услуг провайдер хостинга должен направить уведомление в Роскомнадзор, а также соблюдать следующие требования:
- защиты информации при ее размещении в интернете;
- обеспечения выполнения установленных Росконадзором требований к используемой вычислительной мощности.
Для предоставления услуг провайдеры хостинга должны будут пройти процедуру идентификации (в специальном реестре провайдеров хостинга, который ведет Роскомнадзор), без нее они не смогут легально оказывать услуги.
За нарушение установленных к провайдерам хостинга требований и их неустранение провайдеры будут исключены из реестра. Стоит отметить, что срок установлен в 10 дней.
Также законопроектом ужесточаются требования к хостинг-провайдерам, которые смогут работать с операторами госсистем и госведомств, помимо членства в реестре Роскомнадзора они должны соответствовать следующим требованиям:
- быть исключительно российским юридическим лицом;
- не иметь записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;
- размещать технические средства при предоставлении вычислительных мощностей в России).
Какие цели преследует законодатель?
Авторы поправок сообщают, что основная задача законопроекта – обобщить информацию об участниках рынка хостинга и определить условия их взаимодействия с органами власти (с учетом введенных в отношении Российской Федерации санкций
и специальных экономических мер). Предусмотренные законопроектом требования к компаниям, предоставляющим услуги хостинга, позволят ограничить их круг только российскими компаниями, соответствующими требованиям действующего законодательства, что также создаст дополнительные гарантии безопасности российских граждан и компаний от распространения противоправной информации. Это также создаст дополнительные гарантии и для операторов государственных и муниципальных информационных систем, которые порой сталкиваются с вопросом поиска надежного поставщика хостинг-услуг.
Представители отрасли позитивно оценили предлагаемые изменения, по их мнению поправки носят скорее уведомительный характер и не ограничивают добросовестных поставщиков услуг.
Для провайдеров законопроект повлечет значительные финансовые затраты, в частности, для установки специального оборудования и программного обеспечения, а также соблюдения требований к техническому обеспечению и защите информации. Труднее всего справиться будет небольшим провайдерам, у которых нет финансовых ресурсов и экспертизы, а также тем, чье поле деятельности лежит в «серых границах».
Какие еще изменения влечет принятый законопроект?
- установление ограничений для граждан России, имеющих иностранное гражданство, и иностранных юридических лиц на владение новостными агрегаторами. Запрет коснется компаний, контроль деятельности которых (распоряжение напрямую либо косвенно) российским юридическим лицом или гражданином составляет менее 50 %
- установление запрета на распространение «информации о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям», доступ к которым органичен на территории России. Запрета VPN-сервисов законопроект не предполагает, ограничения коснутся именно рекламы способов обхода блокировок.
- установление запрета на регистрацию на российских сайтах посредствам иностранных сервисов электронной почты. Эти ограничения коснутся только тех сайтов, на которых предусмотрена аутентификация пользователя (для защиты персональных данных).
О реальных мерах и ограничениях можно будет говорить только после принятия федерального закона, но иметь в виду грядущие изменения и выстраивать работу в соответствии с требованиями нового правового регулирования (пусть и неокончательного) однозначно стоит.