Интернет-маркетинг нуждается в комплексном подходе для качественного и успешного развития, особенно в период активного развития современных интернет-технологий, повсеместного внедрения искусственного интеллекта и цифровизации.
Представленная ниже схема «жизненного цикла» B2B клиента наглядно демонстрирует огромные возможности использования различных каналов продвижения для эффективной лидогенерации. Каждый этап работы с клиентом чрезвычайно важен в условиях большого предложения и, как следствие, жесткой конкуренции.
В основе этой схемы лежит алгоритм RACE (Reach – охваты аудитории, Act – действия, Convert – конверсии, Engage – вовлеченность), созданный консалтинговой компанией Smart Insights для разработки рабочих стратегий digital-маркетинга.
Тренды цифрового маркетинга
Маркетинг и стратегия бренда
Цифровой маркетинг должен быть органично встроен в маркетинговую стратегию и бизнес, поскольку он не может существовать изолированно.
В большей степени это касается финансовых вложений в развитие цифрового маркетинга. Неграмотно спланированный, недостаточный бюджет может статьи одним из факторов, негативно влияющих на развитие интернет-маркетинга в компании.
По данным исследований, с начала пандемии маркетинговые бюджеты сильно просели (до 6,4 %, в сравнении с допандемийными 11 %), но сейчас наблюдается тенденция к восстановлению объемов (в среднем до 9 % от общей выручки компании).
Помимо финансирования, важно уделить внимание разработке стратегии цифрового маркетинга. Несмотря на активное использование его инструментов более 80 % компаний, практический у половины из них (47 %) отсутствует разработанная стратегия цифрового маркетинга.
Специалисты рекомендуют использовать комплексный подход к цифровому маркетингу, отдавая приоритет тем видам продвижения, которые приносят наибольшую прибыль компании, и формировать стратегию развития интернет-маркетинга с учетом анализа эффективности различных инструментов
Тенденции развития цифровых стратегий
Чтобы сформировать основные направления развития цифровых стратегий, специалисты составили рейтинг «зрелости цифрового маркетинга», в котором в диапазоне от 1 до 5 опрошенные компании давали оценки 7-ми ключевым элементам «успешного маркетинга» (по степени их развития и вовлечения стратегию интернет-маркетинга):
- Маркетинг и стратегия бренда;
- Стратегия интернет-маркетинга;
- Данные и аналитическая информация;
- Цифровые носители информации;
- Стратегия продвижения контента
- Цифровой опыт (опыт взаимодействия клиентов с бизнесом);
- Мессенджер-маркетинг (опыт взаимодействия с целевой аудиторией через месенджеры).
Результаты демонстрируют, что среди опрошенных больше половины компаний слабо работают с инструментами цифрового маркетинга – это свидетельствует о наличии возможностей для дальнейшего развития. Специалисты отмечают, что для качественного и конкурентного интернет-маркетинга малому и среднему бизнесу необходимо внедрять и развивать инструменты цифрового маркетинга на среднем уровне, крупным компаниям, которые делают ставки на цифровой контент – на более высоком уровне.
Для сравнения, такие показатели опрошенные компании будут стремиться достичь в 2024 году.
Резкий контраст между двумя диаграммами говорит о том, что многие предприятия осознают необходимость улучшения своих показателей и планируют инвестировать в интернет-маркетинг для достижения более высокого уровня. Специалисты рекомендуют всем предприятиям пересмотреть свои возможности в области цифрового маркетинга и установить цели и приоритетные направления по их совершенствованию.
Уделяем внимание аналитике данных
Лучшая практика анализа результатов внедрения цифрового маркетинга – выявить ключевые цели его применения и проанализировать их достижение. Наиболее эффективный метод оценки – различные инструменты цифровой аналитики. По статистике самыми востребованными являются «фундаментальные методы оценки» – маркетинговые информационные панели (отражают маркетинговые показатели в режиме реального времени), стандартные методы отслеживания трафика – UTM-метки, аналитическое исследование сайтов.
Далее Smart Insights проанализировали, насколько регулярно компании исследуют эффективность использования инструментов цифрового маркетинга (медиа-маркетинг (SMM), SEO, контент-маркетинг и outbound-маркетинг – лидогенерация).
Исследование демонстрирует отсутствие в большинстве компаний системы отслеживания эффективности используемых инструментов интернет-маркетинга, что не позволяет оценить в полной мере результаты их применения.
Специалисты рекомендуют применять комплексный подход к анализу данных и аналитике и проводить такие мероприятия на регулярной основе для оптимизации внедрения инструментов цифрового маркетинга и успешного продвижения компании, что становится особенно актуальным с появлением новых способов продвижения.
Цифровые медиа набирают популярность
Темпы привлечения аудитории через цифровые медиа (подкасты, социальные сети, баннерная реклама в сети) будут увеличиваться в следующему году. Статистика показывает, что практически 75 % от общего рекламного рынка составляет именно цифровая реклама. Проводимые за рубежом исследования (США, Великобритания) демонстрируют, что доходы от интернет-рекламы выросли на 10,8% в годовом исчислении, в то время как доходы от телевизионной рекламы выросли всего на 2%, а в печатных СМИ сократились на 6%. Аналогичная тенденция наблюдается и в России.
Не стоит сомневаться, что показатели будут только расти.
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в создание контента
Все больше компаний активно используют инструменты ИИ в создании креативного контента для различных целей (статистика представлена в диаграмме). ИИ не только упрощает генерацию контента, но и открывает больше пространства для творчества.
Наиболее эффективные форматы контента для B2B и B2C сегмента
Для ответа на вопрос какой контент нужен бизнесу и будет востребован в следующем году специалисты Института контент маркетинга (Content marketing institute) проанализировали данные опросов по указанным сегментам (результаты в диаграммах).
Маркетинговые инструменты, используемые в B2C сегменте (рейтинг эффективности)
Маркетинговые инструменты, используемые в B2B сегменте (рейтинг эффективности)
Результаты исследования полезны для выявления наиболее эффективных методов работы в каждом сегменте и их внедрения в следующем году (если Вы их еще не применяете, либо уделяли им недостаточно внимания). Они также показывают, что работе в B2С сегменте на первый план выходят инструменты именно интернет-маркетинга.
В веб-дизайне в 2024 году по прогнозам специалистов актуальными будут:
- 3D дизайн (в видеороликах, мобильных интерфейсах, анимации, иллюстрациях);
- ломаная сетка (макет сайта с «размытыми» строгим линиями, но с сохранением структуры);
- градиенты;
- органические формы, «природные» текстуры.
Также не стоит забыть о VR и AR технологиях, которые позволят дать пользователю более полное представление о продукте и повысить уровень вовлечения.
Подводя итог
Цифровой маркетинг – динамично развивающаяся отрасль, и по мере появления на рынке новых платформ и инструментов искусственного интеллекта, похоже, что в ближайшее время этот процесс не замедлится. Чтобы сохранить конкурентоспособность и успех бизнеса, важно выработать стратегический подход
к маркетингу, чтобы максимально использовать все доступные возможности
для его развития и удовлетворения постоянно меняющихся потребностей клиентов.