С целью обеспечения «прослеживаемости» информации, распространяемой в Интернете (с помощью идентификатора – уникального цифрового обозначения), Федеральным законом от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), нормы Закона о рекламе дополнены статьей 18.1, которая предусматривает порядок размещения рекламы в сети Интернет и возлагается обязанность по предоставлению либо обеспечению представления в Роскомнадзор информации о распространенной ими в интернете рекламе.
Чтобы определить необходимость передачи информации и порядок ее предоставления в Роскомнадзор нужно ответить на несколько вопросов.
Кто обязан предоставлять информацию?
Перечень ответственных лиц установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2022 № 948, к ним относятся:
- рекламодатели (кроме обладателей исключительных прав на объекты рекламирования/изготовителей товаров, информацию о которых предоставляют рекламораспространители или операторы рекламных систем (ОРС));
- рекламораспространители, ОРС, которые осуществляют или организуют распространение рекламы в интернете;
- рекламораспространители – владельцы новостных агрегаторов и социальных сетей;
- операторы поисковых систем;
- организаторы сервисов обмена мгновенными сообщениями.
Какая информация подлежит передаче Роскомнадзору и последующему учету, обработке и хранению?
- информация о лице, которое предоставляет информацию;
- сведения о рекламе, в том числе сама реклама;
- сведения о договорах, которые заключены в целях распространения рекламы.
Полный перечень сведений предусмотрен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.2022 № 1362-р.
Как отбираются операторы рекламных данных (ОРД) и кем ведется их реестр?
Подробный порядок отбора предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 966, порядок ведения реестра ОРД утвержден приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 62.
ОРД отбираются специальной комиссией при Роскомнадзоре, информация о них размещается на официальном сайте Роскомнадзора.
Полномочия по ведению реестра ОРД также возложены на Роскомнадзор, в реестре указываются данные об ОРД, используемой им программой и датой ее регистрации в Роспатенте.
Какими способами и по каким основаниям информация передается Роскомнадзору?
- ОРД напрямую Рсокомнадзору;
- передача непосредственно рекламодателями, рекламораспространителями;
- по запросу Роскомнадзора (в том числе для сверки предоставленной информации);
- по уведомлению ОРД в адрес Роскомнадзора (в случае выявления недостоверной информации);
- по уведомлению Роскомнадзора (о несоответствии информации, выявленном в результате сверки предоставленных данных).
В какой срок предоставляется информация?
В месячный срок со дня распространения рекламы.
Информация по запросам ОРД/Роскомнадзора предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня опубликования запроса.
В каком объеме и порядке информация предоставляется рекламодателям, рекламораспространителям, ОРД, операторам рекламных систем?
Указанные лица могут получить только ту информацию, которая непосредственно касается их прав и обязанностей. Объем предоставляемой информации для каждого субъекта различный.
Состав и порядок предоставления информации утверждены приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 63.
В каком порядке Роскомнадзор предоставляет информацию контролирующим органам – Федеральной налоговой службе и Антимонопольному органу?
Объем информации, предоставляемой Роскомнадзором контролирующим органам, ограничен исключительно их компетенцией, информация предоставляется по их запросу в течение 1 дня с момента направления соответствующего запроса.