Первые результаты после внедрения ЕРИР


Первые результаты после внедрения ЕРИР

Контент-портал о маркетинге и рекламе опубликовал первые результаты работы Роскомнадзора (далее также – Ведомство) после внедрения единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР). По запросу портала Ведомство сообщило, что число участников рекламного рынка, передающих информацию через ЕРИР, составляет 5,7 миллионов – от такого количества рекламодателей и рекламораспространителей в ЕРИР поступила информация о 13 миллиардах креативов. Фактов привлечения к ответственности
на сегодняшний момент выявлено не было, при этом юристы в кулуарах поговаривают, что Федеральная антимонопольная служба готова и может начинать штрафовать за несоблюдение законодательства о рекламе в части предоставления ненадлежащей информации, либо ее непредоставление на существенные суммы – от 100 до 500 тысяч рублей.

Общая сумма рекламных бюджетов, по информации ведомства, загруженных в ЕРИР за 4 квартал 2022 года, превышает 70 миллиардов рублей. Незамысловатые математические вычисления помогают сделать вывод, что приблизительный объем рынка интернет-рекламы в 2022 году мог составить 210 миллиардов рублей, что меньше показателей 2021 года на более чем на 33 процента (по информации экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России).

Несмотря на предупреждения Роскомнадзора о начале введения штрафов за нарушение режима регистрации рекламы с 01 марта 2023 года, о чем сообщалось летом прошлого года, представители Ведомства на круглом столе, посвященном маркировке интернет-рекламы (прошел 02.02.2023), заявили о переносе сроков начала привлечения к ответственности на неопределенный срок.

Причина, в первую очередь, в том, что Законом «О рекламе» (Закон № 38-ФЗ), в редакции изменений сентября 2022 года, не предусмотрены меры административной ответственности для участников рынка за несоблюдение требований статьи 18.1 Закона (со ссылкой на кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). Более того, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) таких норм на сегодняшний день не содержит. Именно поэтому Роскомнадзор ограничен полномочиями по контролю за предоставлением информации и фиксацией правонарушений.

Внесение подобных изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях может занять до полугода.

Антимонопольная служба напротив обладает достаточными полномочиями – она может штрафовать за несоблюдение новых требований Закона № 38-ФЗ, в частности за отсутствие маркировки или подачу ложных сведений по статье 14.3 КоАП РФ. Санкция данной статьи очень внушительная, особенно для юридических лиц – размеры штрафов для них варьируются от 100 до 500 тысяч рублей за 1 незарегистрированное рекламное объявление, для граждан и должностных лиц размеры штрафов в разы меньше – от 2 до 2,5 тысяч и от 4 до 20 тысяч соответственно.

Участники рынка, по данным оператора рекламных данных «МедиаСкаут» (от МТС), не спешат перестраивать свою работу и играть по новым правилам.  Большинство из них не передают данные в полном объеме.  Информацию об актах выполненных работ за ноябрь прошлого года загрузили только 27 процентов клиентов этого оператора рекламных данных (ОРД), а детализацию бюджета по креативам – не более 2 процентов.

Среди блогеров и инфлюенсеров активности в части передачи передачи обязательной информации также не наблюдается: уникальный идентификатор (ID, он же маркер или токен), присваивающийся каждому зарегистрированному креативу, можно обнаружить только в единичных постах у отдельных инфлюенсеров. Вопрос о маркировке нативной рекламы в целом остается открытым и пока решается не в пользу новой системы.

Наибольшее беспокойство у участников рынка вызывают цены на учет данных – медиаагентства опасаются, что если ОРД установят высокие тарифы – это приведет к новой волне медиаинфляции. Тарифы обещают опубликовать в 2023 году.

Краткая справка о системе учета интернет-рекламы

Обязательная маркировка интернет-рекламы – инструмент учета интернет-рекламы, появившийся на законодательном уровне с 1 сентября 2022 года. С этого времени все рекламные объявления подлежат учету в ЕРИРе (за его ведение отвечает Роскомнадзор).

Для удобства законодатель разделил всех участников рынка на 3 категории – рекламодатели, рекламораспространители (медиаагентства, СМИ, площадки) и операторы рекламных систем (ОРС) – посредники между площадками и медиаагентствами.

Всю цепочку учета интернет-рекламы можно разбить на 2 этапа:

  • Регистрация в ЕРИРе через ОРД (уполномоченные Роскомнадзором аккумулировать такую информацию) креативов и договоров участников рекламного рынка (это делают агентства или площадки). После этого рекламному сообщению присваивается уникальный идентификатор (ID/маркер/токен).

Важный момент: сделать это необходимо чаще всего ДО размещения.

  • Передача в ЕРИР информации о проведенной рекламной кампании (сроках ее размещения, объеме показов и стоимости). Данные подаются в течение месяца, следующего за месяцем размещения рекламы.