Рекламируем по-новому

изменения законодательства


Рекламируем по-новому

Ключевые принципы нового регулирования содержатся в статье 18.1 Закона о рекламе: с 1 сентября отдельные категории рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем перед распространением интернет рекламы должны обращаться к оператору рекламных данных, отбор которых осуществляет комиссия Роскомнадзора. После этого рекламному материалу присваивается идентификационный номер, позволяющий отслеживать соблюдение законодательства при его распространении.

Остановимся на нескольких ключевых моментах.

1) Кто обязан передавать информацию операторам рекламных данных?

Перечень таких лиц предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2022 № 948, которое относит к ним:

  • рекламодателей (за исключением обладателей исключительных прав на объекты рекламирования и (или) изготовителей или продавцов товаров, информацию о распространенной в сети «Интернет» рекламе которых в Роскомнадзор или оператору рекламных данных предоставлят рекламораспространители или операторы рекламных систем);

  • рекламораспространителей и операторов рекламных систем, которые осуществляют и (или) организуют распространение в сети «Интернет» рекламы любых рекламодателей, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы (на территории Российской Федерации),
    в том числе распространяемой в сети «Интернет» в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;

  • рекламораспространителей, являющихся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети «Интернет», включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.

2) В каком порядке осуществляется отбор операторов рекламных данных, какие критерии их отбора?

Порядок отбора и требования, предъявляемые к операторам электронных данных, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 966.

Информацию об операторах электронных данных на своем официальном сайте размещает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

3) Какую обязательную информацию должна содержать реклама?

  • информацию о том, что материал является рекламным;

  • ссылку на рекламодателя (либо ссылку на информацию о нем в сети «Интернет»).

Данные требования не распространяются на рекламу в теле/радиопрограммах, транслируемых в сети «Интернет».

4) Какая информация подлежит передаче? Какие установлены сроки для передачи информации? 

Исчерпывающий перечень передаваемой информации установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.2022
№ 1362-р (далее – распоряжение № 1362-р), он включает сведения:

  • непосредственно о рекламе;

  • о рекламодателе;

  • о рекламораспространителе

  • об операторе рекламной системы.

В частности, предоставляют данные о всей цепочке договоров, заключенных для распространения рекламы, включая реквизиты и содержание актов оказанных услуг.

Срок направления информации оператору рекламных данных пока нормативно не закреплен, но есть проект правительственных поправок. Он предусматривает передачу информации через 20 календарных дней после распространения рекламы.

5) Спорные вопросы содержания передаваемой информации

Отдельно остановимся на информации о рекламе, передаваемой  Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – уполномоченный орган), перечисленной в пункте 5 состава информации, утвержденного распоряжением № 1362-р. Интерес вызывает требование о  направлении сведений об исполнении договора (дата и номер акта (актов) сдачи-приемки оказанных услуг или иного документа, подтверждающего оказание услуг по договору (договорам), его содержание), в том числе о стоимости и количественном объеме оказанных услуг, стоимости одной единицы оказания услуг (показа рекламы, факта доступа, действия потребителя рекламы, определенного рекламодателем), сроке их оказания, типе рекламной кампании в сети «Интернет», характеристиках охваченной рекламой аудитории с учетом пола, возраста, территории проживания (нахождения), иных социально-демографических параметров дифференциации (при наличии такой информации).

Разъяснений порядка применений указанной нормы распоряжения
№ 1632-р в части предоставления информации об актах оказанных услуг
на сегодняшний день не разработано, позиция уполномоченного органа также не сформирована. В связи с изложенным считаем необходимым при предоставлении указанной информации руководствоваться следующим:

  1. В случае заключения агентского договора и выставления счета рекламодателю на всю сумму по договору (агентское вознаграждение + оказанные услуги по распространению рекламы), в акте оказанных услуг следует указать услуги на всю сумму договора, с учетом агентского вознаграждения, для подтверждения цены договора, направленного уполномоченному органу;

  2. В случае исполнения основного обязательства (например, показы рекламы), на меньшую сумму, чем предусмотрено договором, в акте необходимо отразить только сумму фактически оказанных услуг, независимо от цены договора, поскольку помимо акта оказанных услуг
    в уполномоченный орган предоставляется информация о стоимости одной единицы оказания услуг, а также о количестве оказанной услуги (если по условиям договора она измеряется в показах – о количестве показов).

  3. Последствия направления акта оказанных услуг, не согласованного рекламодателем, распоряжение № 1632-р не содержит,
    по смыслу указанного распоряжения направленные акты должны быть направлены уже по исполненному договору, что предполагает и подписание обеими сторонами. Для снижения риска неподписания акта оказанных услуг рекламодателем можно включить в договор условие о сроке подписания акта. В случае неподписания в указанный срок и (или) ненаправления возражения услуги считаются принятыми без замечаний и подлежат оплате
    в установленные договором сроки. При таких условиях по истечении установленного договором срока направление акта указанных услуг в адрес уполномоченного органа возможно без подписи рекламодателя.