По мере приближения к 2025 году перед цифровым маркетингом встает множество новых задач, с которыми маркетологам придется столкнуться в предстоящем году. Они обусловлены тенденциями, а в некоторой степени и проблемами развития маркетинга. На ключевых из них остановимся в нашей статье.
Тенденция 1. Важность цифровой стратегии
Это давняя тенденция, и за последние 10 лет процент предприятий, не использующих плановый подход, практически не изменился. Статистика говорит о наличии значительных препятствий для интеграции планирования в организации. Почти у половины (42%) компаний нет стратегии цифрового маркетинга (хотя они занимаются им).
Последние исследования Института контент-маркетинга (CMI) показывают, что специализированная стратегия встречается редко, скорее цифровой маркетинг стал частью обычного бизнеса, и семьдесят процентов говорят, что их организации интегрируют цифровую стратегию в общую маркетинговую стратегию продаж и коммуникации. Около семнадцати процентов опрошенных говорят, что используют отдельную стратегию цифрового маркетинга, и только 9% говорят, что у них нет стратегии
Проанализируйте, насколько четко сформулирована ваша цифровая стратегия, и позволяет ли она вам конкурировать с другими представителями отрасли. Если ответ отрицательный, то проведите аудит цифрового маркетинга, который приведет вас к следующей проблеме
Тенденция 2. Работа над ростом цифровой зрелости предприятия
Предыдущая диаграмма выявляет более серьезную проблему – отсутствие, или низкий уровень зрелости цифрового маркетинга во многих компаниях.
Цифровая зрелость – уровень проникновения информационных технологий во все сферы функционирования организации. Подавляющее большинство предлагаемых на рынке методик оценки уровня цифровой зрелости сводится к анализу интенсивности использования IT в каждом из направлений – производство, сбыт, маркетинг, управление персоналом.
Принято выделять 6 факторов для оценки цифровой зрелости компаний:
- Аудитория – работает ли компания с данными, использует CRM и DMP-платформу?
- Активы – персонализирует ли компания рекламные креативы, поддерживает омниканальность?
- Активация – эффективная ли реклама и контролируется ли ее качество?
- Атрибуция – измеряет ли компания ценность каждого взаимодействия с пользователями, использует сквозную и мультиканальную аналитику?
- Автоматизация – используются ли автостратегия и автоматическое управление ставками?
- Организация – слаженно ли работают разные отделы маркетинга, есть ли специалисты под отдельные каналы трафика?
Уровни цифровой зрелости выглядят следующим образом:
- начальный (процессы непредсказуемые, слабо контролируемые);
- повторяемый (процессы определены на уровне проектов);
- установленный (процессы определены на уровне всей организации);
- управляемый на основе данных (процессы измеряются и контролируются);
- оптимизированный (усилия направлены на совершенствование процессов).
В конце 2023 года эксперты определили текущее состояние цифровой зрелости российских компаний (по отраслям), сравнили их с зарубежными и сделали некоторые выводы:
- традиционно отрасли сегмента B2C демонстрируют более высокий уровень цифровой зрелости по сравнению с B2B за счет быстрой адаптации технологий в условиях конкурентного потребительского рынка.
- как и у зарубежных компаний, у российского бизнеса в целом сформировалось понимание своей цифровой стратегии и влияния технологий на ее реализацию.
- на текущий момент первоочередной задачей для большинства компаний в России является эффективное внедрение цифровых инициатив в процессы взаимодействия с клиентом и операционную деятельность.
- основным барьером на пути к цифровизации является неготовность к изменениям самих компаний и, в частности, их корпоративной культуры.
Безусловно, повышение уровня цифровой зрелости – очень длительный процесс, требующий глубокой проработки. Работайте с ней постепенно, выделите 3 основных направления развития, чтобы направить ресурсы наиболее эффективно.
Тренд 3. Стандартные операционные процедуры (SOP) для более разумного маркетинга
Один из аспектов разумного маркетинга заключается в том, чтобы перестать изобретать велосипед, если этого можно избежать. Используйте SOP для улучшения и повышения эффективности деятельности компании.
К таким процедурам, в частности, относятся: разработка целей и стратегий, лидогенерация, работа с трафиком, обработка заявок клиентов, продвижение бренда, аналитика и так далее.
Старайтесь автоматизировать эти процессы, чтобы направить усилия работников на более сложные задачи, требующие личного участия и творчества.
Тенденция 4. Более интеллектуальный маркетинг, основанный на ИИ
Ресурсные ограничения – один из решающих факторов медленного роста цифровой зрелости. Внедрение ИИ на всех этапах производственных процессов отвечает задаче «делать больше с меньшими затратами».
Эта тенденция тесно связана и с предыдущей, поскольку ИИ отлично подходит для определения SOP и их частичной автоматизации.
Чтобы ИИ стал верным помощником вашей компании – разработайте стратегию управления генеративным ИИ, выявите наиболее действенные инструменты
и контролируйте качество контента, получаемого в результате их внедрения.
Тенденция 5. Zero-click выдача
Zero-click (no-click) результаты поисковой выдачи — это релевантные ответы поисковой системы, которые появляются над основной выдачей или справа от нее и помогают пользователю получить быстрое решение проблемы, с которой он обратился к поиску.
Появление такого большого количества No-click элементов (особенно в мобильной выдаче) обусловлено адаптацией поисковых систем к поведению пользователей. Все-таки удобней получить ответ сразу, чем листать страницы в поиске подходящего варианта. Для них это хорошо. Для поисковиков – тоже, ведь так они монополизируют выдачу. Но это проблема для владельцев бизнеса, которые вкладываются в SEO и рассчитывают на органический трафик.
Да, попадание в блок Zero-Click – это не всегда переходы на сайт. Но ваш бренд будут чаще видеть потенциальные клиенты. А это – узнаваемость и лояльность. Кроме того, оптимизация под Zero-Click не противоречит классическому SEO, а дополняет, улучшает его и адаптирует к новым реалиям.
Тенденция 6. Стремительная интеграция ИИ в поисковую выдачу
ИИ уже является неотъемлемой частью поисковых систем, и его роль с каждым годом только возрастает. Если все начиналось с анализа текста, то теперь он используется для распознавания речи, изображений и даже изучения поведения пользователей.
Это значит, что SEO-специалистам нужно работать над сайтом комплексно, в частности:
- адаптировать сайт под мобильную выдачу;
- оптимизировать сайт под голосовой поиск;
- оптимизировать изображения и видео для быстрого поиска;
- автоматизировать процессы;
- проводить углубленный анализ конкурентов и ниши в целом, в том числе с применением ИИ.
Подводя итоги, можно заключить, что эксперты связывают развитие цифрового маркетинга с искусственным интеллектом, систематизацией и автоматизацией процессов.
Источники:
https://irias.group/index.php/ru/component/sppagebuilder/?view=page&id=226
https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Уровень_цифровой_зрелости_в_России_%28Digital_IQ%29
https://habr.com/ru/companies/click/articles/475712/