Эксперты в области SMM спрогнозировали основные тенденции развития отрасли на 2023 год.
- Несмотря на существующие запреты зарубежные площадки продолжат являться одним из инструментов развития – там много активной аудитории
В текущем году Вконтакте побил абсолютный рекорд среди всех мессенджеров и соцсетей в России по количеству контента
и проведенного пользователями времени. Telegram также обрел статус одной из ключевых площадок среди русскоязычных пользователей. Рост аудитории наблюдался и в других мессенджерах – Одноклассники, TenChat, что говорит о необходимости использования всех упомянутых площадок в 2023 году для продвижения.
Несмотря на это пользователи не перестали обращаться к YouTube в поиске длинных видео и роликов и продолжают листать ленту Instagram* в поиске вдохновения у любимых блогеров и инфлюенсеров через VPN. Это значит, что в 2023 году по-прежнему популярными останутся запрещенные соцсети, являющиеся лидерами в области видеоконтента, поэтому они могут быть полезными для SMM несмотря на отсутствие монетизации. В каждом видео до сих пор есть интеграции, а бренды продолжают придумывать новые способы обратить на себя внимание, например — YouTube Shorts.
- Популярность инфлюенс-маркетинга будет расти
Отключение монетизации на YouTube и блокировка Instagram ограничили возможность запуска рекламы в кабинетах пользователей, но рекламные интеграции у блогеров не запрещены, что стало настоящим спасением для тех, кто не готов отказаться от продвижения на заблокированных площадках.
Работа с лидерами мнений будет несомненно популярна в 2023 году, поскольку благодаря ей повышается лояльность аудитории, увеличивается доверие к бренду. По-прежнему будет актуальна возможность размещения прероллов, мидроллов, нативных вставок, полноценных обзоров продуктов, прямых эфиров, спецпроектов и использования прочих инструментов продвижения.
Рост популярности инфлюенсеров будет продиктован также ростом предложения – начинающие блогеры и контентмейкеры активно поддерживаются в VK и Telegrame.
- Эксклюзивный контент и «подписные материалы» – новая стадия развития SMM
Авторские рассылки и подкасты, полезные гайды
со структурированной информацией пользуются большой популярностью среди пользователей – аудитория готова платить за качественный контент, соответствующий ее запросам. Поэтому соцсети работают над внедрением возможности размещения закрытого контента. Например, сейчас ВКонтакте добавляет новые фичи в VK Donut. За третий квартал 2022 года блогеры заработали 126 млн рублей с помощью этой функции. Несмотря на то что изначально инструмент создавался для блогеров, им могут пользоваться и бренды.
Механизм продажи через закрытые каналы достаточно прост и мало чем отличается в различных мессенджерах – вы наполняете его информацией, добавляете людей, оплативших подписку, определяете длительности подписки и другие ее условия, после окончания подписки удаляете участника и напоминаете о необходимости оплаты следующего периода.
Еще один инструмент, который набирает популярность и будет пользоваться спросом в следующем году – амбассадорство. Его суть заключается в достижении договоренности с блогером о нативном упоминании им вашего бренда в течение месяца определенное количество раз. Формат упоминаний может быть различным:
- Пост с отметками (подходит для бренда одежды/аксессуаров);
- Must have подборки от блогера (подойдет для брендов техники, косметики, продуктов и прочего);
- Создание контента с использованием рекламируемого товара – съемка на телефон вашего бренда,тестирование косметики, приготовление блюда из продуктов вашего производства и прочие форматы.
Весомым преимуществом привлечения блогера-амбассадора является наличие у него своей лояльной аудитории, которая прислушивается к его советам, доверяет ему и готова попробовать продукт, предлагаемый им.
- Видеоконтент и сторителлинг станут ключевыми инструментами продвижения
Видеоконтент популярен по нескольким причинам:
- восприятие информации более наглядное и интересное, как результат – товар более запоминающийся для потребителя;
- ролики, в особенности короткие, интегрированы практически во всех социальных сетях: Reels (Instagram), Shorts (YouTube), истории, клипы (ВКонтакте).
Набирать актуальность будет и формат сторителлинга – короткие истории, рассказанные в пределах одного поста/клипа/серии фотографий.
На волне популярности этих инструментов продвижения бренды будут развиваться по формату «бренд-медиа», который включает в себя несколько трендов:
Уход от обезличенности – аудитории интересен не только сам продукт, но и люди, которые его создают;
Открытость бренда – потребителю интересны Ваши ценности
и планы по развитию бренда, а также важна возможность быть услышанными и, как следствие, ваша готовность принимать обратную связь;
Общение с потребителем – важно настроиться на волну эмпатии и разделить ее с потребителями, чтобы они чувствовали «единение»
с Вашим брендом, чтобы вокруг него создалось сообщество единомышленников.
- Органическое продвижение сравняется по важности с рекламным
Благодаря активному развитию алгоритмов рекомендации контента в социальных сетях, в частности в Одноклассниках и ВКонтакте наблюдается повышение релевантности аудитории, органическое продвижение продуктов становится приоритетным.
Также Вконтакте анонсировал масштабные обновления системы рекомендаций, благодаря которым через короткие форматы аудитория будет вовлекаться в длинный контент.
Посты и ролики с хорошими охватами будут показываться большему числу пользователей – как следствие рост целевой аудитории, узнаваемости и охватов обеспечены. Социальные сети заинтересованы в этом не меньше владельцев продукта, потому что в гонке за временем пользователей и удержанием аудитории система рекомендаций будет развиваться стремительнее и прогрессивнее. В ленте мы будем видеть больше предложений от других пользователей и сообществ, на которые мы не подписаны.
В погоне за охватами важно не зацикливаться на одном формате продвижения: если Вы замечаете, что какой-то формат больше откликается у Вашей аудитории, это еще не значит, что пришло время отказываться от других – аудитория у каждого бренда разная и каждый формат имеет своего потребителя. Плюсом возникнет риск создания однообразного контента, что также не будет привлекать потребителя.
- Нативная реклама обойдет прямую
Интересные способы продажи не оставят равнодушным ни одного потребителя. Придумайте квест для своей аудитории о своем бренде, либо о предлагаемом продукте и разработайте систему лояльности за его успешное прохождение. Таким образом вы не только расскажете о продукте, его преимуществах и особенностях, но и повысите лояльность потенциальных покупателей.
Нативная и, главное, правдивая реклама, будут на пике в 2023 году по нескольким причинам:
- вступление в силу закона о маркировке, который вынуждает бренды создавать нативные креативы, максирующиеся под обычные рекомендации или мемные истории;
- реальная реклама, а не сообщения в духе «последняя возможность купить», «тотальная ликвидация» привлекают современного потребителя;
- пользовательская активность (UGC контент) – отзывы, комментарии, рекомендации реальных покупателей, останется одним из самых эффективных способов продвижения бренда.
- В нестабильное время важно выстроить гибкую стратегию продвижения в различных направлениях
Глобально формат продвижения в 2023 году не изменится – необходим комплексный подход к присутствию в социальных сетях, включающий в себя:
- повышение узнаваемости бренда, увеличение аудитории;
- работа с отзывами, повышение лояльности;
- развитие комьюнити;
- подготовка интересного и качественного контента;
- вовлечение потребителя в производственные процессы путем ведения политики «открытого бренда»;
- подключение рекламы.
Каждая площадка должна быть уникальной, чтобы пользователям было интересно следить за вами везде – планируйте контент и формат подачи в зависимости от особенностей аудитории той или иной площадки (ее возраста, увлечений и активности обратной связи).
Не следует пренебрегать в стратегии продвижения:
- видеоконтентом;
- современными digital-инструментами (визуальные нейросети);
- персонализацией (создание иллюзии исключительности контента через адресные предложения потребителям
или автоматические чат-боты и консультации на сайте); - инструментами для сбора заявок и обратной связи (лид формы).
*Instagram принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ.