За последние несколько лет произошел огромный скачок в развитии искусственного интеллекта (ИИ), существенно повлиявший на все сферы нашей жизни. Всё — от виртуальных помощников до машин, управляемых ИИ, делает нас более эффективными, решая за нас рутинные повседневные дела, на которые раньше уходило большое количество времени, помогая принимать обоснованные решения и экономить время на поиске нужной информации.
Пока обыватели радуются технологиям ИИ, SEO-специалисты столкнулись с реальным вызовом, требующим быстрой адаптации к ИИ — его возможности позволяют пользователям гораздо быстрее найти ответ на нужный запрос, подобрать подходящий товар, соответственно потребность перехода на сайт существенно снижается.
Для пользователей эти изменения, безусловно, очень удобны — им больше не нужно тратить время на поиск релевантной информации среди множества сайтов — за них с этой задачей справляется ИИ, но вот для маркетологов это становится реальной проблемой — изучать пользовательские запросы и ранжировать информацию для привлечения органического трафика а сайт становится труднее.
Как искусственный интеллект меняет поисковые системы и SEO-маркетинг?
Чат-боты с генеративным ИИ могут ответить практически на любой вопрос. Так, ChatGPT смог сдать экзамен на получение сертификата, подтверждающего возможность осуществление медицинской деятельности на территории США (аналогично лицензированию и аккредитации в России). Для сравнения, алогичный ИИ, обучаемый на специализированных источниках и медицинских базах данных – Dr. PaLM, показал результат по аналогичному экзамену более чем на 15 % выше, что означает большую эффективность комплексного применения ИИ и маркетинговых исследований по сравнению с обычными инструментами ИИ, которые не предназначены для достижения конкретной цели.
Сейчас каждая крупная поисковая система работает над совершенствованием инструментов, использующих ИИ, развивает их для решения большего количества задач, чтобы занять лидирующие позиции на рынке. Независимо от того, какая поисковая система будет «на вершине», технология поиска информации в интернете существенным образом изменится и попадание в первую строку поисковой выдачи уже не будет гарантом успешного продвижения.
Как внедрение ИИ в поисковые алгоритмы отразится на SEO специалистах и маркетологах?
Уже многие годы главной задачей, которая стояла перед маркетологами, была работа над созданием эффективного контента, способного привлечь органический трафик на сайт. Используя принципы SEO, такие как плотность ключевых слов и оптимизированные теги заголовков, мы могли достичь высоких результатов в поисковой выдаче.
Но если поисковые системы начнут внедрять инструменты ИИ для генерирования ответов на запросы (а ссылки и реклама исчезнут из поисковой выдачи), что делать маркетологам? Будет ли создание высококачественного, информативного и привлекательного контента, отвечающего потребностям и интересам вашей целевой аудитории, по-прежнему помогать привлекать трафик?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку любые значительные изменения отличаются и позитивными, и негативными последствиями. Безусловно, ИИ может поспособствовать выстраиванию отношений нового уровня между клиентом и бизнесом через с помощью более персонализированного контента (который так ценят потребители). С другой стороны, очень вырастет конкуренция, поскольку инструменты ИИ начнут использоваться повсеместно (другой вопрос – какого качестве будет контент на выходе, но это уже другая история).
Поисковые системы на базе ИИ, на которые стоит обратить внимание специалистам по SEO
Bing с интеграцией GPT: как утверждают разработчики (Microsoft), конечная цель интеграции – увеличение трафика и, как следствие, рост доходов пользователей, публикующих информацию. С ИИ Bing стал более конкурентоспособным и открывает маркетологам большие возможности для изучения новых каналов и стратегий воздействия на аудиторию.
Bard – чат-бот нового поколения, способный генерировать похожий на естественный текст.
Waldo – совершенно новая поисковая система на базе ИИ, которые отличают от остальных 2 интересные особенности:
- она выдает максимально точную информацию по Вашему запросу, задавая наводящие вопросы, тем самым избегая ненужной информации при ответе на вопрос путем исключения общих ключевых слов;
- вся информация выдается в форме беседы, а не ссылками на сайты и различные источники, тем самым создавая эффект диалога.
Также, в отличие от других поисковых систем, зарабатывает она не на рекламе, а на подписках (но есть и бесплатная версия).
Как маркетологам продолжать создавать актуальный контент в эпоху развития ИИ и привлекать органический трафик?
- Создавайте уникальный и качественный контент
Для того, что находиться в топе выдачи – создавайте контент, соответствующий ценностям Вашего бренда, отражающий его неповторимость и уникальность. Подчеркните ее и сделайте акцент на сильных сторонах Вашего бренда – для этого можно использовать оригинальные исследования потребителей. Изучите свою аудиторию, узнайте, за что Вас выбирают и почему возвращаются и сделайте это своей сильной стороной.
- Качество имеет значение
Точность, надежность, проработанность – вот что характеризует современный контент, который создается с помощью ИИ. Но не стоит уповать на искусственный нтеллект – добавьте контенту «живости», уйдите от скучного, монотонного повествования. Контент, созданный с помощью ИИ, теперь является основой качества – поэтому убедитесь, что ваш контент на порядок выше.
- Контент – лицо Вашего бренда
Расскажите про философию и ценности бренда – это поможет привлечь новую аудиторию и выстроить прочную эмоциональную связь с потребителями. Внедряйте в контент истории основателей бренда и сотрудников, поделитесь «внутренней кухней» – так вы сможете вовлечь и «подогреть интерес» еще большего числа потребителей, ведь любой бренд – это прежде всего про людей.
- Общайтесь с аудиторией
Создайте вокруг Вашего бренда дружное комьюнити, общайтесь с покупателями, рассказывайте про новинки – это сделает бренд узнаваемым даже среди людей, которые пока не являются вашими клиентами, и поможет бренду стать более привлекательным (при прочих равных потребитель, не предъявляющий требование к определенному бренду, выберет именно Вашу продукцию).
- Оптимизируйте контент
Сделайте его удобным для восприятия, излагайте информацию логично и доступно для потребителя. Структурируйте свой контент таким образом, чтобы поисковым системам было легко понять его и любой релевантный контекст.
- Уделяйте внимание оптимизации контента на основе сущностей
Внедряйте генеративные модели ИИ при оптимизации контента – опирайтесь на сущности – то, что поисковые системы могут понять без какой-либо двусмысленности независимо от языка. Даже когда на сайте много контента, поисковые системы должны понимать контекст, стоящий за ним, идентифицировать объекты в контенте, устанавливать связи между ними и сопоставлять их с запросом пользователя. Естественным образом интегрируя сущности в свой контент, вы увеличите выдачи в несколько раз.
Подводя итог, можно заключить, что поисковые системы с ИИ – это и новые возможности, и вызов для профессионалов, задействованных в создании контента. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо изменить стратегию поиска, оптимизации и вовлечения. Ключ к успеху заключается в нахождении правильного баланса между креативом и возможностями ИИ. Если Вы будете открыты новому и начнете активно внедрять лучшие практики вовлечения ИИ, вы будете процветать в эпоху SEO, основанного на искусственном интеллекте.