Веб-навигация: настраиваем правильно


Веб-навигация: настраиваем правильно

При создании и модернизации сайта особое внимание следует уделить веб-навигации. Благодаря ее успешной настройке пользователи с большей долей вероятности смогут найти интересующую их информацию, что обеспечит рост спроса на Ваши товар (услугу).

Что такое веб-навигация и почему не стоит ей пренебрегать?

Веб-навигация (юзабилити) — система приемов, элементов, обеспечивающих переход на сайте от одной страницы к другой. Она является важным элементом пользовательского опыта и одним из ключевых инструментов управления поведением пользователей.

Веб-навигация реализуется в различных формах, нет четких правил ее организации. Неофициальное правило состоит в том, что пользователь должен попасть на нужную страницу максимум за 3 клика.

Оценка удобства использования сайта сводится к 5 компонентам:

  • результативность — достижение пользователем конечной цели — нахождение релевантной информации, оформление заказа и так далее;
  • эффективность — количество времени, которое потребовалось пользователю для достижения конечной цели;
  • привлекательность интерфейса — оптимальное, гармоничное расположение элементов, ускоряющее процесс работы на сайте и способное вызвать позитивную реакцию пользователей от работы с ним;
  • устойчивость к ошибкам — наличие на сайте сервисов, предотвращающих ошибки пользователей (например всплывающие подсказки об ошибке при заполнении формы);
  • легкость освоения — навигация должна быть доступной и понятной.

Веб-навигация оказывает влияние на:

  • трафик — плохая навигация снижает ваш рейтинг в поисковой  выдаче;
  • продажи и привлечение новых клиентов — если пользователь не сможет эффективно использовать сайт, он не предоставит свою личную информацию или не совершит покупку;
  • лояльность к бренду;
  • восприятие бренда и его репутацию — неудачная навигация на сайте даже при качественной продукции заставит пользователей задуматься о совершении покупки в магазине с более продуманным и удобным сайтом;
  • доступность —  сайт должно быть одинаково удобно просматривать с использованием как мыши, так и клавиатуры для прокрутки. Также не стоит забывать о людях с инвалидностью.

Элементы навигации сайта

  1. Меню— панель со ссылками на основные разделы сайта. Бывает трех видов:
    горизонтальное — самое распространенное;

    вертикальное — ссылки в правой или левой части сайта (на примере меню ресторана лаконично расположилось в правой части экрана);

    меню-гамбургер — ссылки скрыты с помощью специального значка (чаще всего используют три параллельные горизонтальные черты). Актуально для сайтов, где важно сохранить место на главной странице.

    При оформлении меню обратите внимание на следующие моменты:

    • шрифт должен быть читаемым;
    • названия категорий, страниц, на которые ведет ссылка, должны быть понятными, однозначными;
    • тот раздел, где находится пользователь, должен быть выделен цветом или иным образом;
    • меню не должно быть громоздким, чтобы пользователю не пришлось прокручивать страницу, продумайте удобную и емкую структуру сайта, при необходимости сократите количество категорий.
  2. Логотип компании — разместите его на всех страницах и добавьте на него ссылку на главную страницу (чтобы облегчить пользователю переход). Также для возврата на главную страницу можно использовать кнопки «Главная» или значок «Домой».
    (Логотип компании продублирован на каждой странице и выполняет роль ссылки на главную страницу)
    (А здесь кнопка «Главная» служит ссылкой для перехода наглавную страницу)
  3. Чтобы облегчить восприятие контента — добавьте иконки (вместо текстовых ссылок). Желательно сделать их в едином стиле и использовать понятные изображения, очевидные для каждого пользователя, либо сопроводить каждую иконку подписью.


  4. «Хлебные крошки» — интересный прием в навигации сайта. Это вспомогательный инструмент, который показывает весь путь до страницы, на который находится пользователь в данный момент. При этом каждая ссылка кликабельна и позволяет поднять в соответствующий раздел, который просматривался ранее.
  5. Футер (или подвал) — нижняя часть сайта. Продублируйте на ней для удобства пользователей все разделы сайта, контакты Вашей компании, а также ссылки на обязательные документы, соглашения и правила пользования ресурсом.  Если Вы предлагаете на сайте услугу — не лишним будет добавить в футер CTA, или call-to-action – это, в широком смысле, триггер, который помогает целевому посетителю совершить конверсию. Здесь такой призыв будет очень кстати.

    Примеры нестандартной навигации на сайте

    Иногда, чтобы выделяться среди конкурентов разработчики проявляют креативность и демонстрируют необычные решения  навигации на сайте.

    • Горизонтальный скроллинг
    • Использование элементов навигации на главном экране в виде различных изображений (вместо привычных текстовых ссылок и кнопок).
    • Использование интерактивной 3D карты. Такое решение актуально если, например, у Вас сеть кофеен, расположенных в разных районах города. Вы можете расположить их на карте и при нажатии на каждый из объектов пользователь получит информацию о нем (режим работы, ассортимент, фотографии интерьера и прочее).
    • Панорамная навигация. С помощью нее можно создать эффект присутствия, полного погружения (интересное решение, к примеру, для базы отдыха).
    • Интерактивная история на главной странице. Изображение «оживает» при скроллинге или нажатии на ссылки, что также способствует «погружению» пользователя и, соответственно, «живости» контента.
    • Видеофильм на главной странице сайта. Вы можете рассказать историю своего бренда, показать технологию изготовления Вашего товара и познакомить пользователя со всеми тонкостями этого процесса.

Нестандартная навигация — отличный способ выделиться, но в погоне за уникальностью не стоит забывать о важности доступной и понятной навигации для пользователей.

Некоторые общие рекомендации по веб-навигации:

  • не перегружайте меню и футер — оптимизируйте их, не «раздувайте» большим количеством ссылок. Отталкивайтесь от самых частых запросов — они помогут определить потребности пользователей и, как следствие, что следует взять за основу категоризации контента;
  • используйте выпадающее меню – с ним сайт будет выглядеть более организованным;
  • придерживайтесь традиционных мест размещения информации (вверху страницы, или в боковом меню — основная информация, внизу страницы — контакты);
  • используйте понятные символы и значки вместо слов;
  • будьте ориентированы на пользователей — убедитесь, что навигация по сайту построена с учетом их потребностей;
  • убедитесь, что навигация адаптивна к мобильным устройствам;
  • проведите исследование – вместо того, чтобы просто читать о навигации, проанализируйте сайты лидеров рынка в Вашей отрасли, или те сайты, которые Вы считаете удобными в использовании.Источники: https://localiq.co.uk/blog/website-navigation-best-practices-with-examples
    https://www.idbi.ru/blogs/blog/navigatsiya-v-dizayne-sayta?ysclid=lr4qn1bn2p825335058